ТААРАТ АМИШПАХА
И ЗДОРОВОЕ ПОТОМСТВО
С Б-ЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ, 7 МЕНАХЕМ-АВА 5740 г.
БРУКЛИН, НЬЮ-ЙОРК

Мир и благословение:

Я получил ваше письмо и пидьон, и упомяну вас в молитве, когда буду на святом месте упокоения моего тестя, благословенной памяти, во исполнение добрых желаний вашего сердца, в частности, привести ваших детей к Торе,

хупе и добрым делам, в добром здравии, физически и духовно. Хотя то, что будет изложено ниже, очевидно, его

важность требует, во всяком случае, краткого изложения.


Начнем с того, что очевидно, что указанное благословение на здоровое потомство, как физически, так и духовно, во многом зависит от поведения родителей. Как физическое здоровье и телосложение родителей влияют на физическое здоровье детей, то же относится к здоровью психическому и духовному.


На самом деле, как понимает каждый разумный человек, духовный аспект сильнее тела, так что порядок следует изменить: а именно, духовное воздействие является преобладающим. Тора, Торас Эмес, объявила, что евреи являются «верующими сыновьями верующих», имея в виду, что в дополнение к собственной вере в Б-га, каждый обладает совокупным наследием бесчисленных поколений, начиная с нашего праотца Авраама, первого верующего в то, что источник всех благословений – Б-г, Творец и Владыка Вселенной.


Очевидно, что указанное благословение на здоровое потомство, как физически, так и духовно, во многом зависит от поведения родителей.


Если человек, который вводит определенную систему, должен дать указания относительно того, как эта система работает, то насколько больше следует ожидать, что Б-г предоставит руководство относительно того, как должен жить человек, и, особенно, еврей. Эти указания были обнародованы на горе Синай при даровании Торы и мицвот, которые передавались из поколения в поколение не только по содержанию, но и в точном выражении.


Таким образом, Тора дает указания относительно того, как евреи должны вести свою жизнь, особенно свою семейную жизнь. Но поскольку человек, каким бы совершенным он ни был, иногда может не справится, Б-г предоставил способ для исправления, а именно посредством тшувы, которая, как заявляют наши мудрецы, была создана еще до появления мира. И тшува влияет не только на будущее, но и, в значительной степени, на прошлое, поскольку Вс-вышний всемогущ и ничем не ограничен. Общеизвестно, что частью человеческой натуры является то, что родители пойдут на все жертвы во имя детей, даже в том случае, если польза не очевидна сразу, но имеет перспективы. Все вышесказанное предваряет мою искреннюю просьбу о том, что независимо от того, как это было в прошлом, вы укрепите свою приверженность воле Вс-вышнего, Творца всех благословений, особенно в области строгого выполнения законов и правил Таарат аМишпаха, которые, помимо существенного аспекта того, что они являются Б-жественными повелениями, несут в себе Б-жественное обещание награды в виде здорового потомства – физически, интеллектуально и духовно.


Само собой разумеется, что когда дело доходит до выполнения заповедей Б-га, абсолютно неважно, что могут сказать соседи или друзья, когда они видят радикальные изменения в вашей повседневной жизни. В этом заключается и ответ на многие вопросы, включая вопрос о том, почему следует соблюдать ту или иную мицву. Со стороны человека подвергать сомнению Б-жественные причины мицвот, на самом деле, противоречит здравому смыслу.

Если принять их как Б-жественные заповеди, было бы самонадеянным и даже смешным приравнять, не дай Б-г,

Б-жественный разум к интеллекту человека.


В качестве простой иллюстрации, которой я воспользовался ранее: никто не ожидает, что младенец поймет важность питания, изложенную профессором, посвятившим свою жизнь этому предмету, хотя разница между младенцем и профессором релевантна только с точки зрения возраста и образования, и фактически, младенец может когда-нибудь даже превзойти профессора. Подобное сравнение невозможно в отношении сотворенного человека и Творца, где разница абсолютна.


Само собой разумеется, что когда дело доходит до выполнения заповедей Б-га, абсолютно неважно, что могут сказать соседи или друзья, когда они видят радикальные изменения в вашей повседневной жизни.


Следовательно, то, что Тора, Торас Эмес, ясно объясняет, должно лежать в области здравого смысла: а именно, что любые сомнения и трудности, которые могут возникнуть у еврея в вопросах Торы и мицвот, являются лишь проверкой его веры в Б-га, и что человек обладает способностью преодолевать такие испытания и отвлекающие факторы, поскольку было бы нелогично предполагать, что Б-г налагает обязательства, которые человеку выполнить не под силу.


В реальности, если перед кем-либо встают более сложные испытания, это только доказывает, что он обладает большими возможностями для их преодоления. Таким образом, так же как и когда мы получали Тору и мицвот на Синае, мы принимали их на основе принципа «наасе венишма», то есть на основе безусловного послушания и готовности выполнять заповеди Вс-вышнего, независимо от нашего понимания их с точки зрения разума; и с тех пор таково наше обязательство. И хотя мы должны учиться и пытаться понять как можно больше, предварительные знания и понимание никогда не должны быть условием для выполнения указаний Творца, данных в отношении нашего образа жизни и поведения как такового.

Перевод с англ. — Дина Эйдельман

© Mikva.ru — переведено с разрешения Мирьям Йерушалми из ее книги «Heavenly Waters»