Вопрос
к раввину
отвечает: Раби Аарон Мост
раввин общины «Нефеш», Сидней, Австралия
rabbimoss@nefesh.com.au

Вопрос:

В эпоху интернета получение информации стало оперативным и доступным. Еврейские знания также легкодоступны, на многих сайтах даже есть опция «задать вопрос раввину». Возникает вопрос: так ли необходимо в наши дни иметь своего раввина?


Ответ:

Я думаю, всем знаком занудный голос автоответчика — Вы звоните в банк, чтобы выяснить конкретный вопрос, а Вас встречает старая заезженная пластинка: «Вы позвонили в…» и целый список вариантов, включая «дополнительную информацию можно найти на нашем сайте…» Представьте себе, недавно один американский банк запустил рекламную кампанию для своих VIP-клиентов. Её суть сводилась к тому, что такие клиенты могут позвонить в банк и поговорить напрямую с представителем банка. Невероятно! В мире, где автоматизация является признаком времени, VIP-клиенты получают исключительное право не общаться с автоответчиком…


Что особенно неприятно в автоматизированных системах, так это то, что они крадут нашу индивидуальность. Все должны уложиться в 11-13 вариантов, предложенных автоматом. Когда мы обращаемся к живому человеку, это создает ощущение комфорта, так как оценку производит профессионал, не понаслышке знающий о проблемах, которые ежедневно подкидывает нам жизнь.


Еврейский закон с одной стороны единообразен, а с другой специфичен. Единообразие в том, что Алаха (закон) всегда говорит нам, как следует поступить наилучшим образом. В то же время вряд ли найдется случай, в котором не учитываются обстоятельства конкретного человека — предполагается гибкость, основанная на дифференцированном подходе. Критерии необязательно являются частью рассматриваемой ситуации, они могут основываться на обстоятельствах жизни человека, и даже на его темпераменте. К примеру, существует множество ситуаций, когда Закон позволяет быть снисходительным, но только в случае крайней необходимости. «Крайняя необходимость» — весьма субъективная вещь, требующая принимать во внимание непосредственные обстоятельства, предысторию, темперамент человека и т.п. Если бы принятие решений оставалось за самим человеком, очень многие сочли бы ситуацию «крайней необходимостью», а кто-то не счел бы случаем крайней необходимости даже угрозу собственной жизни.


Наши мудрецы учат нас «сделать себе раввина и купить себе друга». Раввин – это не просто база данных. В интернете этого предостаточно. Чтобы ответить на практический вопрос должным образом, раввин должен также быть и другом, тем, кто имеет настоящую связь с теми людьми, которым он отвечает. При решении личной проблемы человека раввин не должен действовать на ощупь, она должна быть ему уже знакома, как другу.


Но это еще не все, поскольку роль раввина не сводится к ответам на вопросы. Раввин служит «лицом» религии, «воротами» в общину и в религию в целом. Таким образом, налаживание личных отношений с раввином – необходимая часть еврейской жизни. Вс-вышний хочет, чтобы каждый человек был Его «партнером по бизнесу». Раввин существует для того, чтобы показать, как стать этим «партнером». Если Вы пожелаете инвестировать много средств в компанию с неограниченным потенциалом, вы не захотите разговаривать с автоответчиком, Вы захотите подружиться с директорами.


Итак, хотя интернет и является прекрасным инструментом для приобретения еврейских знаний, он ни в коей мере не может заменить роль внимательного раввина. Как VIP-клиент «бизнеса» Вс-вышнего, Вы заслуживаете права разговаривать с человеком, а не с машиной.

Источник — Mikvah.org

Перевод с англ. — Дина Эйдельман

© Mikva.ru — переведено с разрешения Mikvah.org