1) Вино
Семь благословений (шева брахот), привлекающие Б-жественное благословение, которое останется с молодоженами на протяжении всей их совместной жизни, произносятся над бокалом вина.
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОГО ДЕРЕВА.
Каждый человек создает себе внешнюю маску, вино же способно показать, что за ней прячется, проявить скрытые черты личности. Выпив вина, люди обычно раскрывают, что у них внутри — плохое или хорошее. Эта метафора прекрасно иллюстрирует свадьбу, во время которой две родственные души решают принимать друг друга безо всяких условий; не только внешнюю оболочку другого, но и скрытые и неосознанные аспекты личности своего супруга.
К тому же, вино веселит сердце. Но для того, чтобы изготовить этот радующий сердце напиток, виноград должен быть раздавлен. Семейная жизнь полна «давящих» моментов, но секрет в том, чтобы вместе преодолевать возникающие трудности, что приведет к достижению новых высот любви и счастья.
2) Цель
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ВСЕ ВО СЛАВУ СВОЮ!
Семья подразумевает осуществление основных потребностей человека. В браке люди реализуют естественное притяжение между мужчиной и женщиной, обретают чувство стабильности. Создается подходящая среда для рождения и воспитания детей.
Пара заявляет, что их брак имеет более высокую цель, нежели просто удовлетворение собственных потребностей и желаний.
Во время свадебной церемонии пара заявляет, что у их брака более высокая цель, чем удовлетворение их собственных потребностей и желаний. «Все было создано во славу Творца», и это событие не является исключением.
«Все было создано во славу Творца», включая — а может и особенно — еврейский дом. Иудаизм не предполагает разделения полномочий в духе: Вс-вышний и духовность — только в синагоге, а дом — средоточие личных амбиций, хобби и ценностей. Данное благословение является выражением намерения пары построить еврейский дом, основанный на духовных ценностях. Дом, созданный быть оплотом света, Торы и заповедей; дом во славу Вс-вышнего.
3) Человек
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОЗДАВШИЙ ЧЕЛОВЕКА!
Данное благословение выражает благодарность Вс-вышнему за сотворение человека, Адама. Оно предшествует благословению, выражающему благодарность за сотворение Евы, таким образом создавая возможность брака.
Кроме того, само это благословение имеет глубокое значение. До того, как Ева была «хирургически» отделена от плоти Адама, она и Адам представляли собой единое целое, единое существо. Также и в духовном плане, души каждого мужа и жены изначально были единым целым в райском саду до того, как были посланы вниз, чтобы поселиться в телах соответствующих мужчины и женщины. Возможность соединить мужчину и женщину физически и эмоционально, переплавить двоих в одно, обусловлена изначальным единством их душ. Это благословение, напоминая о времени, когда мужчина и женщина еще были единой сущностью, предназначено для того, чтобы пробудить душевную связь в контексте физического союза.
4) Женщина
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, КОТОРЫЙ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ; ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ [СВОЕМУ] ПОСТРОИЛ ТЫ ЕГО И ВОЗДВИГ ДЛЯ НЕГО ИЗ ЕГО ПЛОТИ ЗДАНИЕ ВЕЧНОЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, СОЗДАВШИЙ ЧЕЛОВЕКА!
Творец не удовлетворился двуполым существом.
Он разделил его на два, Адама и Еву, а затем «воздвиг для Адама из его плоти здание вечное».
Это благословение — благодарность Творцу за динамику семейной жизни, которую Он задумал, сотворив два существа, за то радостное волнение и тайну, которые возникают в союзе двух людей с различным темпераментом, особенностями поведения и менталитетом. Следующее благословение говорит о пользе такого союза.
5)Иерусалим
ПУСТЬ ВОЗВЕСЕЛИТСЯ И ВОЗЛИКУЕТ [ИЕРУСАЛИМ, ПОДОБНЫЙ НЫНЕ] БЕСПЛОДНОЙ ЖЕНЩИНЕ, — КОГДА СОБЕРУТСЯ ТАМ В РАДОСТИ СЫНОВЬЯ ЕГО. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, РАДУЮЩИЙ СИОН ЕГО СЫНОВЬЯМИ!
Согласно прямому смыслу, мы напоминаем об Иерусалиме, следуя изречению: «Да прилипнет язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не возведу Йерушалаим во главу моего веселия! »
На более глубоком уровне, после того, как пара заявляет о намерении создать дом во славу Вс-вышнего и позволить своей душевной связи наполнить их союз, мы упоминаем следствие их обязательства. Каждый еврейский дом – сияющий луч света. Все эти лучи объединяются, чтобы разогнать силы тьмы, приближая Избавление, когда Иерусалим возвеселится, когда соберутся там его сыновья.
На мистическом уровне, то, что Иерусалим называется «бесплодным», а затем упоминаются его сыновья, – метафора разных стадий в отношениях пары.
Изначально двое были единым целым, что кажется идеальным. А «они» были бесплодны. Возможность рождения детей появилась только когда Ева была отделена от Адама. Наша способность производить потомство – результат нашего разделения и борьбы, которая характеризует стремление объединить две противоположности, в основе которых — скрытое единство.
6) Радость
ПОРАДУЙ ЖЕ ДРУЖНУЮ, ЛЮБЯЩУЮ [ПАРУ] — КАК РАДОВАЛ ТЫ В ДРЕВНОСТИ В РАЙСКОМ САДУ, СОТВОРЕННОГО ТОБОЮ: БЛАГОСЛОВЕН ТЫ ГОСПОДЬ, РАДУЮЩИЙ ЖЕНИХА И НЕВЕСТУ!
Эмоции нельзя ощутить физически, но они несомненно оказывают влияние и находят выражение в физическом поведении людей. Они определяют, будет ли человек идти пружинящим шагом или жалко тащиться, втянув голову в плечи. Радостные эмоции воплощаются в танце; счастливый человек «пляшет от радости».
Существует два базовых типа танца, каждый из которых выражает разный уровень радости. Постановочный танец состоит из ряда шагов и движений. Все участники следуют ритму. Их шаги определяются правилами конкретного танца.
Еврейская семья — звено в цепочке минувших и будущих поколений.
А есть совсем не постановочный танец. Когда Царь Давид перенес Ковчег Завета в Иерусалим, написано, что он «скакал и плясал» от радости 3.Безудержная радость, овладевшая им тогда, не позволила царю ограничиться постановочными движениями классического танца. Он скакал и плясал всем своим существом.
В то время как постановочные танцы изящны и красивы и являются гвоздем любой свадьбы, искренняя радость на свадьбе выражается в хороводе «свободного танца», типичного для еврейской свадьбы.
Каждый еврей — часть большого организма, который включает все еврейские души всех поколений. Еврейская семья создает звено в цепи предыдущих и последующих поколений. Таким образом, еврейская свадьба — важнейшее историческое событие не только для пары и их семей, но и для общины в целом. Это можно заметить по вовлеченности всех приглашенных гостей в танцы и пение — каждый гость/гостья по праву считает себя частью этого знаменательного события.
7) Завершение и не только
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ВЕСЕЛЬЕ И РАДОСТЬ, ЖЕНИХА И НЕВЕСТУ, ЛИКОВАНИЕ И ПЕНИЕ, ТОРЖЕСТВО И БЛАЖЕНСТВО, ЛЮБОВЬ И БРАТСТВО, МИР И ДРУЖБУ! ГОСПОДЬ БОГ НАШ! ДА ЗАЗВУЧИТ ВСКОРЕ В ГОРОДАХ ИУДЕИ И НА УЛИЦАХ ИЕРУСАЛИМА ГОЛОС РАДОСТИ И ГОЛОС ВЕСЕЛЬЯ, ГОЛОС ЖЕНИХА И ГОЛОС НЕВЕСТЫ, ЛИКУЮЩИЕ ВОЗГЛАСЫ [В ЧЕСТЬ] ЖЕНИХА, [СТОЯЩЕГО] ПОД «ХУПОЮ», И ПЕСНИ ПИРУЮЩИХ ЮНОШЕЙ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, РАДУЮЩИЙ ЖЕНИХА С НЕВЕСТОЙ!
Это благословение характеризуется двумя цифрами: 10 и 5.
Для описания атмосферы, которая, с Б-жьей помощью, наполнит дом новобрачных, здесь используется 10 слов: 1) Веселье. 2) Радость. 3) Ликование. 4) Пение. 5) Торжество. 6) Блаженство. 7) Любовь. 8) Братство. 9) Мир. 10) Дружба.
10 — круглое число. План творения — это Тора, а ее суть — в 10 заповедях. То есть мир был создан с помощью десяти божественных строительных блоков — десяти Качеств Вс-вышнего (сфирот) — которые были выражены через Десять Речений, которыми Б-г создал мир.
Завершающее благословение Шева брахот (7 благословений) – пожелание счастливой жизни невесте и жениху. Пожелание счастья, наполняющего все их существо.
Но завершение — это еще не все. Благословение продолжается перечислением 5 «голосов»; цифра 5 символизирует божественный характер совершенства.
Наш мир был сформирован с использованием 4 базовых элементов: огня, ветра, воды и воздуха. Творение разделяется на 4 категории: человек, венец творения; царство животных; мир растений; и все неодушевленные создания. Кратность природы творения четырем проявляется также и во многих других областях, например, 4 поры года, 4 стороны света. Эта числовая тема вытекает из основы мира — 4 букв Тетраграмматона.
Цифра 5 представляет собой божественное ядро, которое находится за пределами творения. Еврейская душа отражает данную идею: у нее есть 4 собственных уровня и 5-й, йехида, божественное ядро души.
Брак — это когда души жениха и невесты, наконец, достигают полноты — 10 — и затем используют это достижение как трамплин, чтобы соединиться с божеcтвенной сущностью своих душ и мира в целом — 5 — что бесконечно выше, чем любая полнота, которой простые творения могли бы достичь сами.
Источник — Chabad.org
Перевод с англ. — Дина Эйдельман
© Mikva.ru — переведено с разрешения Chabad.org