Действие — тело еврейства. Каббала — это душа.
Каббала — наша исконная космология, наш способ выразить то, что скрывается под покровом реальности и почему мы делаем то, что делаем. Нигде эта уникальность не проявляется так ярко, как в каббале о семье и семейных отношениях. Где еще вы встретите такие трансцендентные высоты, скрытые в самых обыденных жизненных явлениях, такие глубокие тайны космоса, раскрывающиеся в плодотворном существовании на планете Земля?
Если мы получаем слишком много сразу, то самые дорогие сокровища могут остаться незамеченными. Поэтому я составил небольшое, но ёмкое собрание мыслей наших учителей каббалы. Некоторые из них — проблески глубокой внутренней мудрости. Некоторые – практические рекомендации, основанные на этой мудрости. Их можно перечитывать по многу раз и каждый раз открывать нечто новое.
Я не переводил буквально. Во многих случаях это привело бы к недопониманию. Я, скорее, старался донести живое учение наших учителей каббалы современным языком, при этом сохраняя манеру высказываний.
Ответственность очень велика, так как наши святые учителя продолжают жить в своих учениях. Я молюсь, чтобы они одобрили мой труд и чтобы каждая из этих высоких душ входила в ваши дома, в ваши семьи, когда вы читаете или обдумываете их слова время от времени. Посадите эти семена в вашей жизни, дайте им взойти и расцвести.
Пусть всем нам будет ниспослано благословение — жить мирно друг с другом и с Вс-вышним и его Присутствием в нашем мире в эпоху гармонии и мира, когда весь мир будет наполнен этой мудростью.
***
Раби Шимон бар Иохай (II век до н.э.)
Когда отправляются они из обиталища своего наверху, каждая душа — одновременно и мужская и женская. Только спустившись в этот мир они расстаются, каждая идет в свою сторону. А потом Вс-вышний их соединяет снова. Эта сфера принадлежит только Ему, ибо Он один знает, какая душа какой принадлежит и как они должны соединиться.
(Зоар, книга I, 85б)
***
Раби Моше бен Нахман («Нахманид,» 1194-1270)
Начни со слов, которые привлекут ее сердце, успокоят разум и поднимут ее дух. Таким образом, твое сознание и ее сознание станут близки и соединяться в гармонии. Говори с ней о разных вещах, некоторые из которых разбудят ее желание и любовь, чтобы привести ее в состояние благоговения перед небесами, настроить на праведность и скромность. Расскажи ей истории о великих женщинах, удостоившихся праведных детей благодаря своим поступкам и скромности.
Так как, если вы оба обратите ваш разум и сердце к небесам, в награду получите детей, характер которых способствует восприятию духовности и чистоты.
(Из письма к сыну)
***
Раби Ицхак Лурия, («Святой Ари», 1534-1572)
Человек, о котором говорит Тора, это не мужчина и не женщина, но оба. Ведь именно таким был создан Адам и таковы мы сами по своей сути: две половины тела, которые по-настоящему едины. Два разума, но тела, души и сама суть этих двух человек тождественны.
Поэтому характер и обязанности мужчины и женщины отличаются: каждая сторона тела делает свою часть работы, дополняя другую. И было бы излишним, если бы обе стороны делали одно и то же.
(Таамей а-мицвот, Берешит)
***
Раби Моше Кордоверо (1522?-1570)
Есть еще один вопрос, которому следует уделить пристальное внимание — это присутствие Шхины, которая никогда не должна покидать вас. Пока человек не женат, очевидно, что Шхина не пребывает с ним, тогда как главный элемент, привлекающий Шхину к человеку – это женская составляющая. В действительности, каждый человек стоит между двух женщин: материальной женщины внизу, которой он должен предоставлять пищу, одежду и внимание, и Шхиной, которая находится над ним, чтобы благословлять его всеми этими вещами, чтобы он мог обернуться и наделить ими женщину своего завета.
(Примечание составителя: Шхина — Б-жественное присутствие. Когда мы обращаемся ко Вс-вышнему, как высшему существу, бесконечному и далекому, мы называем Его «Он». Когда мы обращаемся к Б-гу, как постоянно присутствующему здесь и сейчас, заботливому и близкому, мы говорим Она — Шхина).
(Томер Двора, гл. 9)
***
Раби Элиягу де Видас (1518-1592)
Ребенок связан с мыслями и действиями родителей с момента зачатия и в течение всей жизни. Особенно теми мыслями и действиями, которые касаются его рождения. Скромность одежды родителей, то, на что они смотрят и о чем думают, щепетильное отношение к очистительным водам миквы и времени отдаления — все это оказывает сильнейшее влияние на будущих и на подросших детей.
(Решит Хохма, Шаар ха-Кдуша, глава 16)
***
Раби Ишайягу Горовиц («ШЛА», 1565-1630)
В каждом из нас присутствует тяга к духовному подъему, к удовлетворению желаний нашей души. Так же, как и тяга к удовольствиям, удовлетворению плотских стремлений. И то, и другое было заложено в нас самим Создателем, и всё это одинаково хорошо. Разница в том, что использовать эти стремления можно по-разному.
Разбудив стремление к духовном подъему и совершая добрые поступки, чтобы его обеспечить, ты откроешь поток благословений Свыше. Поскольку это желание — с правой, положительной стороны, стороны милосердия.
Однако разбудив тягу к физическим удовольствиям и радуя лишь себя, ты навлечешь суровый суд Свыше и навредишь миру, сохрани Г-сподь. Поскольку эта тяга исходит с левой стороны, стороны строгости и суда. Вот почему и гнев так разрушителен: он также исходит с левой стороны и навлекает на мир суровый суд, не дай Б-г.
Однако Зоар говорит нам, что эта тяга к физическим удовольствиям создана не ради тебя, а ради твоей супруги. Ибо мужчина предоставит кров, одежду и заботу своей жене и сделает все, чтобы украсить ее; и все это — чтобы удовлетворить такую тягу. Поступая таким образом, он порождает духовный подъем и, сосредоточивая свой разум и сердце, говорит, что таким способом он украшает Шхину. Одевая жену в прекрасные одежды и украшая ее драгоценностями, он скажет: «Так я возвеличиваю Шхину с помощью Познания». То же касается украшения жилища, ведь дом обустраивают ради создания места обитания Шхины, а все блага, которые получает его жена —
во славу Шхины.
Следовательно, мужчина не должен предаваться каким-либо удовольствиям, за исключением тех,
что идут на пользу его жене и украшают ее.
Этому пути нас учит Песнь Песней: «Левая рука его под моей головою, а правая — обнимает меня» (Песень Песней, 2:6). Сначала левая рука пробуждается вместе со страстью к его жене, чтобы сблизиться с ней. Затем пробуждается правая рука, чтобы заботиться о ней и радовать ее в заповеди ради наивысшего единства. Так он скрасит всю строгость и компенсирует ее правой стороной.
Таким образом он должен поступать со всем, исходящим из этой тяги: все это должно быть направлено на пользу женщины, которую Вс-вышний определил ему в партнеры, и все это следует преобразовать в духовное служение, чтобы слиться в объятии правой руки.
(Шней Лухот а-Брит, Шаар а-Отиот, маамар 7)
***
Раби Шнеур-Залман из Ляд (1745-1812)
Обратите внимание также на два последних благословения, произносимых на свадебной церемонии. Сначала мы говорим: «Радующий жениха и невесту» — помещая жениха перед невестой. Но потом мы заключаем: «Радующий жениха вместе с невестой». Подразумевается, что радость жениха имеет второстепенное значение по сравнению с радостью невесты.
Это потому, что сейчас в паре жених — дающий, а невеста — принимающая, но в будущем мире они будут равноправны, с одной короной, как было до того, как луна была уменьшена.
Также мы произносим: «Вновь в городах Иудеи и на улицах Иерусалима будет слышен голос жениха и голос невесты». Так как в будущем у невесты тоже будет голос. Внутренний свет женственности выйдет наружу и раскроется. Ибо тогда исполнится сказанное: «Добродетельная жена станет короной для мужа своего», (для мужа, а тем более) выше жениха. Поскольку тогда в женской составляющей раскроется дивный тайный свет, называемый «Скрытый разум» («Моха стимоа»).
Поэтому в наши дни молитву произносят тихо, ведь у невесты еще нет голоса, поскольку сейчас обитель Б-жественной речи не имеет преимущества над высшими обителями мысли и эмоции, так как жена рассматривается опосредованно, вслед за мужем. Но в будущем мире, после всеобщего очищения и исцеления, «Скрытый разум» Удовольствия и Сознания будет раскрыт, голос невесты обретет величие без ограничений. И то, что сейчас произносится Тихой (немой) молитвой, мы будем произносить громко. Сфира Царства — сфира женственности — будет главенствовать. Как сказано: «Добродетельная жена станет короной для мужа своего».
(Ликутей Тора, Шир а-Ширим)
***
Раби Дов-Бер из Любавичей («Митлер Ребе», 1773-1826)
Небеса целуют землю лучами солнечного света; они будят ее капельками дождя. Напоенная, она родит жизнь, растит и поддерживает ее.
Наиболее духовная часть небесной обители — миры ангелов и душ — не обладают этой способностью, создавать что-то из ничего, обращать смерть в жизнь. Ибо земля, в своем источнике, выше небес. Небеса — свет Вс-вышнего, но земля происходит из самой Его сущности. И из Его сущности происходит эта способность — порождать бытие.
Поэтому мужчина ищет женщину, а не наоборот. Потому что душа мужчины видит, чего ему не хватает: самой сути бытия. И он видит, что это можно найти лишь у женщины.
(Шаар а-Эмуна, с. 55)
***
Раби Менахем-Мендел из Любавич («Цемах-Цедек», 1789-1866)
Любовь лучше всего проявляется в том, чего вы не делаете. Старец Гилель сказал это, передавая суть всей Торы: «Если тебе что-то не нравится, не делай этого другому».
Что же тебе не нравится больше всего? Когда кто-то углубляется в твои недостатки, подчеркивая каждый из них красным стержнем. Поэтому, если ты и правда хочешь выразить кому-то свою любовь, даже не смотри на его недостатки. Найди все, что есть в нем хорошего и говори об этом.
(Дерех Мицвотеха, Мицва Ахават Исраэль)
***
Раби Шмуэль из Любавичей («Магараш», 1834-1882)
Как мужчина любит женщину, так Вс-вышний любит Свой мир.
Как мужчина желает жить вместе с любимой женщиной, так Вс-вышний всем существом желает находиться всюду в этом мире.
Так же как союз мужчины и женщины приносит детей по их образу и подобию, так же везде, где присутствует единство создания и Создателя, души и тела, духа и материи, найдете вы Б-жественное присутствие во всей Его славе.
(Торат Шмуэль, Друшей Хатуна, с.161)
***
Раби Шолом Дов-Бер из Любавичей («Рашаб», 1860-1920)
«Дом, — писал Соломон Мудрый, — строят мудростью».
А не молотком.
Потому что мудрость — цемент красоты. Мудрость означает способность отступить назад и взглянуть на картину в целом: на прошлое и, самое главное, на будущее, к которому все идет. Увидеть истину в каждой вещи.
Без мудрости существуют лишь отдельные элементы. С мудростью появляется целое. А также гармония всех частей этого целого.
(Процитировано в Сефер а-Сихот 5704, стр. 93)
***
Раби Йосеф-Ицхак Шнеерсон (шестой Любавический Ребе, 1880-1950)
Грубые слова, требования и ультиматумы потрясают саму основу брака и дома, раздвигая его стены, пока каждая не будет стоять отдельно.
Нежные слова, слова участия и внимания — это ствол семейного дерева, фундамент, на котором держится дом.
Дом нельзя отремонтировать, пока фундамент не устойчив. Когда пара научится дружескому общению, их брак сможет вынести все и во все времена.
(Сефер а-Сихот 5703, стр 233)
***
Раби Менахем-Мендел Шнеерсон
(седьмой Любавический Ребе)
Царь без царицы, говорит Зоар, не велик и не царь вообще.
Так как именно женщина дает мужчине
возможность завоевывать его пространство.
И именно мужчина дает женщине
возможность постигать и обживать ее пространство.
Потом мужчина учится у женщины тому, что он тоже может проникать в пространство других и предоставлять заботу. А женщина научится тому, что она тоже может завоевывать.
(Из речи, Шабат глава Ноах, 1991)
***
Источник — Chabad.org
Перевод с англ. — Дина Эйдельман
© Mikva.ru — переведено с разрешения Chabad.org