Как ребенок относиться к своим родителям,
так он будет относиться и к Б-гу

Вопрос:


Почему Б-г дал Моисею Десять Заповедей, написанными на двух отдельных каменных скрижалях? Разве Б-г не мог уменьшить размер шрифта и уместить все десять на одной?


Ответ:


Я согласен, две скрижали должны значить больше, чем просто проблема форматирования. За разделением расположения Десяти Заповедей скрывается глубокое послание.


Первые пять заповедей относятся к нашим отношениям с Б-гом, например, соблюдение Шабата и отказ от поклонения идолам. Вторые пять касаются наших отношений с другими людьми — «не убей, не укради».


Они были написаны на двух одинаковых скрижалях, чтобы передать мысль о равной важности этих двух сфер жизни. Мы должны хорошо вести себя по отношению к Б-гу, и мы должны быть добры к людям. У вас не может быть одного без другого. Колонка «Б-г» и колонка «Человечество» имеют одинаковый вес.


Недопустимо быть религиозно набожным, будучи жестоким или нечестным в отношениях с другими людьми. И недостаточно быть гуманным и добрым, не признавая Б-га абсолютным источником морали. Нам нужны обе скрижали, чтобы создать мир истины и добра.


Любопытно еще кое-что. Посмотрите внимательно, и вы увидите, что одна из заповедей находится не в той колонке.



Одна скрижаль

1) Я Господь, Б-г твой,

2) Да не будет у тебя других богов.

3) Не произноси имени Б-га напрасно

4) Соблюдай Шабат

5) Почитай отца и мать


Вторая скрижаль

6) Не убей

7) Не прелюбодействуй

8) Не укради

9) Не лжесвидетельствуй

10) Не возжелай…


Номер пять, почитание своих родителей, относится к заповедям отношений между людьми. И тем не менее, она появляется в списке заповедей между человеком и Б-гом.


Поместив заповедь почитания родителей в колонку отношений с Б-гом, Тора учит нас чему-то очень глубокому. Как ребенок относится к своим родителям, так он будет относиться и к Б-гу.


Если родители в основном добрые, внимательные, любящие и заботливые, их ребенок будет воспринимать Б-га так же. Если они слишком часто прибегают к наказаниям, бывают суровыми, эмоционально отдаленными или физически отсутствуют, это также сформирует взгляд ребенка на Б-га.


Мы все взрослеем и развиваем свою личность. Мы можем стать успешными, несмотря на тяжелое детство, и мы можем сбиться с пути, несмотря на то, что у нас были самые лучшие родители. Но наши первые впечатления от мира формируются нашими первыми отношениями, детско-родительскими отношениями. И наши самые ранние предположения о Б-ге, нашем небесном Родителе, будут отражать наш опыт общения с нашими земными родителями.


Из этой идеи можно сделать много выводов… Это объясняет, почему семья занимает столь важное место в иудаизме. Это также объясняет, почему у некоторых людей такие проблемы с Б-гом. Размышление над этим может помочь многим из нас отделить наши сложные родительские отношения от столь же сложных отношений с Богом. Если кто-то упустил теплые любящие родительские объятия, он все еще может обрести объятия своего Небесного Отца.


Пятая заповедь обращена к ребенку, который должен чтить своих родителей. Но это также намекает на что-то родителям. Для своих детей вы являетесь источником их существования и образом творца и кормильца. Вы представляете гораздо больше, чем просто себя. Вы являетесь партнером Божественного родителя. Ведите себя достойно. Подумайте, какое влияние вы оказываете на духовное будущее вашего ребенка. Планируйте заранее.

Источник: Rabbi Moss

Перевод с англ. — Дина Эйдельман

© Mikva.ru